Статьи

Возбудитель туберкулеза — палочка Коха

На скромном заседании Берлинского физиологического общества 24 марта 1882 года Роберт Кох сделал доклад «Этиология туберкулеза», после чего буквально в течение нескольких дней стал всемирно знаменитым. И это понятно, потому что туберкулез был неистребимой болезнью, уносящий сотни тысяч жизней, независимо от возраста и общественного положения.

Практически каждый знает, что такое палочка Коха, но не всем известно, что Коха по праву называют «отцом бактериологии». Он разработал способы окраски микробов, усовершенствовал методы микроскопии, применил микрофотографирование, детально исследовал возбудителей гнойных раневых инфекций, открыл возбудителей страшных для человека инфекций — сибирской язвы и холеры.

Почему все же именно открытие возбудителя туберкулеза называют научным подвигом?

Дело в том, что по многим свойствам палочки Коха (точное современное название — микобактерии туберкулеза, сокращенно — МБТ; известная аббревиатура БК — бацилла Коха — в настоящее время не употребляется, так как по современной квалификации бациллами называют палочковидные бактерии со спорами, которых микобактерии не имеют) существенно отличаются от других возбудителей инфекционных заболеваний.

Это чрезвычайно трудный объект для исследования, прежде всего из-за своего очень медленного размножения. Если цикл деления обычных микробов составляет всего 30 минут, то для микобактерий туберкулеза 15–18 часов, и результаты исследования приходится ждать не сутки, а недели и месяцы. Кроме того, в составе микробной стенки микобактерий очень много жиров и восков, что делает их кислото-, спирто- и щелочеустойчивыми. В силу этого микобактерии очень трудно поддаются окраске, и после длительных экспериментов только знаменитый «271-й препарат» позволил Коху под микроскопом впервые увидеть неуловимого возбудителя туберкулеза. Мало того, микобактерии туберкулеза не растут на обычных питательных средах, они требуют условий, близких к живому организму. Для выращивания возбудителя туберкулеза Кох применил свернутую бычью сыворотку, но понадобились его гениальные интуиция и терпение, чтобы дождаться роста микобактерий даже на этой питательной среде.

По современной классификации микобактерии туберкулеза входят в единственный род микобактерий, получивших свое наименование от латинского mycos — гриб (действительно, старые культуры микобактерий несколько напоминают мицелий микроскопических грибов). Помимо возбудителей туберкулеза человечьего и бычьего видов к нему относится несколько десятков видов нетуберкулезных микобактерий. Среди не туберкулезных микобактерий имеются так называемые условно-патогенные микобактерии — возбудители микобактериоза, заболевания, клинико-рентгенологически неотличимого от туберкулеза, диагноз которого можно поставить только с помощью бактериологических исследований. Остальные виды не туберкулезных микобактерий принадлежат к распространенным во внешней среде безвредным для человека сапрофитам.

В настоящее время для микроскопического выявления возбудителя туберкулеза используют окраску карболовым фуксином по методу Циля — Нильсена. Под микроскопом МБТ выглядят как ярко-красные тонкие, прямые или слегка изогнутые палочки размером 1–10х0,2–0,6 мкм, со слегка закругленными концами. МБТ образуют микроколонии, которые выглядят в виде «жгутов» и «кос», иногда напоминающих голову медузы. Образование микроколоний зависит от наличия в составе МБТ так называемого корд- фактора (от англ. корд — шнур).

Для выращивания микобактерий в настоящее время используют плотные яичные среды. На питательных средах МБТ образуют сухие, бесцветные или слегка кремоватые колонии, напоминающие цветную капусту. Колонии других видов микобактерий могут отличаться от МБТ наличием оранжевого пигмента или влажным ростом.

МБТ устойчивы к внешним воздействиям, для их убивания требуется длительное кипячение, автоклавирование, применение сильных дезенфицирующих средств (соединений хлора, суслема и другие).

Оценка жизнеспособности МБТ по критериям скорости и массивности роста является чрезвычайно ценным прогностическим признаком в клинике туберкулеза. Исследование лекарственной устойчивости МБТ позволяет выбрать для лечения больного те противотуберкулезные препараты, к которым сохранена чувствительность возбудителя.

Чтобы успешно противостоять врагу, надо хорошо его знать. В последние годы достигнуты огромные успехи в изучении возбудителя туберкулеза, в основном, благодаря применениям методов молекулярной биологии и генетики. Полностью расшифрован генетический код международного лабораторного штамма МБТ H37Rv. Изучены специфические мутации (генетические изменения), связанные с лекарственной устойчивостью МБТ практически ко всем противотуберкулезным препаратам.

Однако молекулярно-генетические методы выявления МБТ и экспрессного определения их лекарственной устойчивости остаются слишком дорогостоящими и могут быть использованы только в крупных специализированных научно-практических центрах.

В связи с высокой частотой лекарственной устойчивости МБТ одной из основных задач фтизиатрической науки является создание новых эффективных противотуберкулезных препаратов.

Вишневский Б. И.

Капельки туберкулезной мокроты, осевшие на пол, высыхают и превращаются в пылинки. Находившиеся в них туберкулезные микобактерии некоторое время остаются в пыли жизнеспособными. К 18-му дню в высушенной мокроте остается 1% живых бактерий. При сильном движении воздуха, подметании пола, перемещении людей пылинки, содержащие туберкулезные микобактерии, поднимаются в воздух, проникают в легкие и вызывают заражение.