Туберкулез — инфекционная и социальная болезнь
Важнейшей причиной широкого и повсеместного распространения туберкулеза среди жителей всех континентов, мужчин и женщин, детей и подростков, людей молодого, среднего, пожилого и старческого возраста является его инфекционная природа. Об этом догадывались наблюдательные врачи и философы, жрецы и ученые еще задолго до новой эры. Недаром в древней Персии изолировали не только прокаженных, но и чахоточных больных, а в Вавилоне муж имел право на развод с заболевшей туберкулезом женой. В древнем Риме знали об опасности совместного проживания с чахоточным больным.
В XVI веке итальянский врач Фракосторо писал, что туберкулез подобно оспе вызывается невидимыми простым глазом «зародышами», которые распространяют вокруг себя больные. В XVIII веке в Испании, Португалии, Венеции и Неаполе были изданы законы, предписывавшие врачам сообщать о всех случаях заболевания легочной чахоткой. Одновременно рекомендовалось госпитализировать таких больных, ремонтировать и дезинфицировать их жилища, уничтожать одежду и предметы домашнего обихода. Невыполнение этих постановлений сурово карались: врачей облагали штрафами или даже изгоняли из страны, виновных в утайке имущества и одежды больных заключали в тюрьмы или ссылали на каторгу.
В середине прошлого века Вильмен, врач французского военного морского флота, заметил, что после появления больных туберкулезом на корабле у многих матросов развивается та же болезнь. Подобное явление отмечалось в монастырях, тюрьмах, бараках, семьях больных, проживавших в плохих жилищах. Эти наблюдения побудили Вильмена заняться опытами на морских свинках и кроликах. Он вводил им кровь больных, умерших от туберкулеза, и установил, что у подобных животных во всех органах образуются такие же туберкулезные бугорки, как и у человека. Эти данные позволили ему на заседании Парижской академии наук в 1865 г. заявить: «Туберкулез — заболевание, причиной которого служит инфекционный агент. Эта болезнь является такой же заразной, как сифилис и сап».
Прошло несколько лет, и немецкий ученый Роберт Кох подтвердил правоту взглядов Вильмена. В 1882 г. Кох обнаружил «агент», существования которого предполагал Вильмен. Им оказался микроб, который при исследовании под микроскопом имел вид тонкой прямой или слегка изогнутой палочки (бациллы) с зернистыми включениями. Этот микроб, или, как его стали называть, бацилла Коха, а в последнее время — микобактерия туберкулеза, был обнаружен в мокроте и других выделениях, а также в органах больных различными формами туберкулеза или умерших от них.
Тот же возбудитель удалось выделить из легких больных коров и овец, из лимфатических узлов свиней, из костного мозга курицы, из внутренних органов погибших от туберкулеза обезьян. Его нашли в молоке от больных коров, овец, верблюдов. В лабораториях в специальных питательных средах научились выращивать культуры бацилл Коха и искусственно заражать ею кроликов, свинок и других животных. Так выяснилось, что туберкулезом страдают не только люди, но и многие животные, которые при определенных условиях могут стать источником заражения человека. Без туберкулезной бациллы не может быть туберкулеза — заключил свои исследования Кох, и этот вывод вскоре подтвердили ученые всего мира.
Одновременно выяснилось, что основным источником распространения инфекции является больной туберкулезом человек, который выделяет при кашле, чиханье, смехе мелкие капельки мокроты и слюны, и они рассеиваются вокруг на расстоянии 0,5–1,5 м и держатся в воздухе 30–60 мин. В таких капельках не редко находятся, причем в большом количестве, бактерии. С воздухом они проникают в легкие находящихся по близости от больного детей и взрослых. Возможен и другой вид заражения через воздух. Капельки мокроты, попадая на одежду и белье больного мебель, ковры, стены пол его комнаты, высыхают, но микробы, отличающиеся высокой устойчивостью, долго сохраняются в них жизнеспособными. Если вытряхивать такую одежду в помещении или недостаточно тщательно производить уборку, воздух загрязняется частичками высохшей мокроты вместе с заключающимися в них микробами проникает в дыхательные пути окружающих людей.
Микобактерии туберкулеза могут внедриться в организм и другими путями: с пищей при употреблении сырого или недостаточно пастеризованного молока и плохо проваренного мяса больной коровы, через ссадину на коже руки, например у доильщицы, если вымя коровы поражено туберкулезом, при поцелуи ребенка больной матерью и т. д.
При всех видах и способах заражения имеют значения его длительность и количество проникших в организм человека микробов, т. е. массивность инфекции. Если заражение было случайным, кратковременным и притом единичными микобактериями, то туберкулез развивается у окружающих сравнительно редко. Между тем при более продолжительном и тесном общении с больным, выделяющим в большом количестве микробы и к тому же неопрятным, не соблюдающим правила личной гигиены, риск заболевания членов его семьи или сослуживцев заметно возрастает. Такая опасность становится менее вероятной в благоприятной жилищной обстановке, при достаточном культурном уровне и дисциплинированности больного и при выполнении им и его близкими мер профилактики.
Больной туберкулезом может стать источником инфекции, а следовательно, и заболевания окружающих, если он живет в грязном и тесном помещении, работает в мастерской, на фабрике или заводе или на другом производстве, где не принимают меры по охране труда, где воздух насыщен вредными газами и пылью, куда проникает мало солнечных лучей.
Вот почему туберкулез был подлинной пролетарской болезнью в царской России, как и во многих других странах капиталистического мира. Так обстоит дело в них и теперь, а также в ряде государств, только в последние годы вступивших на путь экономического развития. Жертвами туберкулеза в этих государствах и в наше время становятся главным образом малоквалифицированные рабочие и недостаточно оплачиваемые служащие, сельские батраки, иммигранты и другие неимущие слои населения, живущие и работающие в неблагоприятных условиях.
Таким образом, туберкулез был и остается не только инфекционной, но и социальной болезнью, т. е. связанной с условиями жизни, труда и быта различных слоев населения.
Очевидно, что лишь в результате коренной перестановки государственного строя и общественных отношений в стране, когда будет устранена эксплуатация человека человеком, осуществлены широкие общеоздоровительные и специальные лечебно-профилактические мероприятия, могут быть достигнуты значительные успехи в борьбе с туберкулезом среди всех слоев населения.
Рабухин А. Е.
В лечении туберкулеза применяют кортикостероидные гормоны, которые способствуют рассасыванию воспалительного выпота в плевральной, брюшной полостях, в мягких мозговых оболочках, а также свежих очагов в легких, бронхах и других органах, и в то же время улучшают переносимость противотуберкулезных препаратов.