Сосна — лечебное растение для легочных больных
Опыт показал, что лечебный климатический комплекс соснового леса используется еще недостаточно. Необходимо приблизить сосну с ее лечебными факторами к туберкулезному больному. Только тогда будет обеспечено наиболее эффективное климатическое лечение.
Не существует климата, излечивающего туберкулез легких. Но есть климат лечащий, подвигающий туберкулезного больного к излечению на основе психотерапевтического и гигиено-диететического режима, антибактериальной терапии, хирургических методов лечения и коллапсотерапии. Есть климат, облегчающий страдания туберкулезных больных, приносящий им симптоматическое облегчение. Так действует климат соснового леса.
Многовековой опыт свидетельствует, что пребывание в сосновом лесу полезно для многих туберкулезных больных. Толкования и объяснения этого менялись в зависимости от состояния медицинской науки, но само положение оставалось неизменно верным.
Сосна имеет важнейшее лесоводственное и экономическое значение. Ее древесина отличается высокими техническими качествами и прочностью. Сосна дает деготь, смолу, обыкновенный скипидар, терпентин (так называемую живицу), эфирное терпентиновое, или скипидарное, масло, канифоль. Посадки сосны укрепляют пески, имеют большое водоохранное и защитное значение.
Продуты сосны имеют значение и в зоопатолии. Например, глухарь осенью поедает большое количество сосновой хвои, так как заключающиеся в ней смолы, эфирные масла и другие вещества помогают избавиться от глистов.
Сосна — типичный сухолюб произрастает преимущественно на глубокой песчаной почве. Характерная особенность воздуха в сосновом лесу — его смолистый бальзамический аромат создается испарением ежевицы.
Сосновая живица (или сосновый бальзам) находится в различных частях сосны, в особых образованиях, называемых «смоляными ходами». Это полые пространства, окруженные клетками, выделяющими живицу.
Для врачебной климатологической оценки бальзамического аромат соснового леса существенно важно, что этот аромат создается насыщением воздуха мельчайшими частицами живицы, в составе которой имеются скипидар, гваякол, камфара и следы бромидов.
Поэтому фармакологическое действие бальзамического соснового аромата на легочного туберкулезного больного заключается в олигодинамическом (в малых концентрациях) действии скипидара, гваякола, камфары, бромидов и других еще мало изученных веществ.
Многолетние наши и других врачей наблюдения свидетельствуют о том, что при вдыхании воздуха соснового леса у больных успокаивается кашель, уменьшается количество мокроты, нормализуется дыхание, успокаивается нервная система. Как известно, это иногда свойственно и действию гваякола, камфары и бромидов, применяемых в обычных дозах.
Хотя в воздухе соснового леса элементы гваякола, камфары и бромидов содержатся в крайне малой концентрации, однако больной за два месяца пребывания в санатории пропускает через свои легкие больше миллиона литров соснового воздуха. Знаменитый русский фармаколог Н.П. Краков говорил: «Легкие с массой капилляров в альвеолах представляют огромную поверхность для быстрого всасывания больших количеств газообразных лекарственных веществ».
Что такое, с современной точки зрения, климат соснового леса?
Климатом соснового леса следует назвать тот оттенок, который большие массивы соснового леса придают основному климату данной местности.
Климат определяется колебаниями метеорологических показателей, характерных для данной местности. Нет климата соснового леса вообще. Нельзя считать одинаковым климат соснового леса на севере и на юге, на высоких и сухих песчаных холмах или в болотистых низинах.
Ароматические вещества воспринимаются обонянием иногда при весьма малых количествах их в воздухе. Наше обоняние весьма чувствительно к мельчайшим частицам бальзама сосны, распыленного в воздухе. Например, запах камфары чувствуется уже при наличии в 1 см куб. воздуха доли грамма, выраженной дробью, числитель которой 16, а знаменатель 10000000000.
Бальзамический сосновый аромат чувствуется во все времена года. Зимой нередко ощущается своеобразный оттенок этого аромата в виде «горечи», горьковатого запаха. Но степень насыщения воздуха соснового леса бальзамическим ароматом бывает весьма различна. Например, поздней осенью, в сырой и туманный день он чувствуется слабо. Летом же, когда устанавливалась недолго сухая погода, аромат сосны ощущается особенно сильно. Незначительный ветерок несколько усиливает ощущение соснового запаха.
Лечебное значение воздуха соснового леса не исчерпывается бальзамичностью.
Туберкулезная интоксикация представляет собой ацидоз, интоксикацию кислыми продуктами. Стимулирующее действие на окислительные процессы оказывает лечение свежим воздухом, особенно при вдыхании «активированного кислорода» или озона.
По данным исследований Монсо, в воздухе соснового леса озона в десять раз больше, чем в воздухе лиственных парковых насаждений.
Непредельные углеводороды, выделяемые сосной (терпены) в присутствии кислорода воздуха, могут давать перекиси, которые, в свою очередь, выделяя кислород, способны окислять его до озона. При правильной организации лечения туберкулезный больной пользуется сосновым лесом как гигантским естественным ингалятором.
И.П. Павлов верно указав, что безотступная, всепоглощающая печаль, забота разрушают тело, открывают доступ к нему всяческим заболеваниям; радость же делает вас чувствительным к каждому биению жизни, к каждому впечатлению бытия (безразлично: как к физическому, так и моральному), развивает и укрепляет тело.
У легочных туберкулезных больных нередко нарушены функции регулирующих дыхание механизмов. А процесс излечения туберкулеза предъявляет повышенные требования к дыханию. Поэтому особенно важно, что воздух в сосновом лесу всеобъемлюще способствует улучшению дыхания у легочных больных. Некоторые продукты сосны обладают бактериостатическими свойствами в отношении туберкулезных бацилл.
Имеются опыты изучения действия на них соснового масла(OL.Pini).
Сосновое масло — бесцветная или слегка желтоватая жидкость, по запаху очень напоминающая свежую хвою. Главной составной частью этого эфирного масла являются терпены.
В опытах in vitro сосновое масло (труды Института Пастера в Париже), добавленное к питательной среде или помещенное лишь на крышах чашек Петри, оказывало значительное задерживающее действие на рост вирулентных туберкулезных бацилл. При помещении соснового масла даже на крышках чашек Петри оно только своими испарениями угнетало дыхание и газообмен туберкулезных бацилл.
Больные туберкулезом морские свинки, подвергавшиеся ингаляциям паром соснового масла в течение 3–8 месяцев, намного переживали контрольных туберкулезных свинок.
Влияние ингаляций сосновым маслом на течение экспериментального туберкулеза следует приписать как бактеририцидному действию на туберкулезные бациллы, так и стимуляции репративных реакций соединительной ткани в пораженных легких.
Производные терпенов, по исследованиям Г.Е. Платонова, обладают способностью задерживать рост туберкулезных бацилл; например, прибавка к питательным средам даже 0,05% скипидара задерживает рост бацилл и вызывает их видимый под микроскопом распад.
Климатолечение в сосновом лесу требует определенных условий: лес должен быть обширным, чистым и расположенным на высоком месте, на сухих песчаных холмах. Он должен быть удален на десятки километров от источников промышленной пыли и газов. Более полезен чисто сосновый лес, чем смешанный.
Сосновый лес, принадлежащий туберкулезному санаторию, должен быть превращен в санаторный лесопарк, специально приспособленный к лечебным нуждам больных, к требованиям климатолечения. Если легочный больной пользуется климатолечением не в санаторном лесопарком, а в обычном лесу при поездке «в одиночку», то выбирать места отдыха, лежания и посильных, не утомительных прогулок, лучше учитывая все сказанное выше. Это должно быть высокое сухое место на песчаном холме, где подстилка на почве сухая, где аромат сосны чувствуется сильнее и насыщеннее, а общий вид окружающий местности привлекает красотой и покоем. В хорошую летнюю погоду легочный больной должен целые дни проводить в сосновом лесу (в тени, не на солнце!), устроив себе спокойное место для отдыха.
Александровский Б. П.
Еще тысячи лет назад древнегреческая медицина знала целебность соснового климата, а знаменитый Гиппократ в V веке до нашей эры посылал туберкулезных больных лечиться в сосновый лес.